Мне сегодня сказали, что я не таджичка. Так и сказали. Началось все с того, что знакомый упрекнул меня за то, что я ношу короткую юбку (“настоящие” таджикские девушки так не делают). С комментария о том, что своим внешним видом я позорю свою семью, как-то родилось обвинение в том, что я не уважаю старших и не дорожу семьёй (опять таки, “настоящие” таджики так не поступают). “Настоящим” таджикам еще и не может быть “наплевать” на мнение окружающих – это тоже камешек в мой огород.

На самом деле, подобные “камешки” уже давно завалили мой небольшой огород. Меня часто критикуют за то, что русский язык я знаю значительно лучше, чем таджикский (каюсь: грамотно писать на таджикском мне сложно). Критикуют за то, что ношу “европейскую” одежду и почти не надеваю “национальную” одежду (снова каюсь – хотя я бы конечно поспорила о том, что является “национальной” одеждой). И за то, что не держу пост во время рамазана. И за то, что не слушаю таджикскую музыку (ну, просто мне кажется, что кроме памирцев в Таджикистане вообще никто не умеет петь). И за то, что постоянно смеюсь над теми, кто, гордо подняв нос, говорит о величии таджикской нации и ее превосходстве над другими народами (каюсь: считаю, что великие персоязычные поэты, философы, и ученые к современным таджикам имеют мало отношения). Результат всегда один – меня обвиняют в отсутствии патриотизма и в том, что я не имею морального права называть себя таджичкой (хотя, каюсь: в паспорте записано, что я таджичка).

К чему я это? Да к тому, что разные люди совершенно по-разному понимают, что означает быть таджиком или таджичкой. Для меня лично это означает родиться или прожить значительную часть своей жизни в Таджикистане и любить эту страну. Все остальное не так важно. Но мое мнение – это мое мнение. У вас может быть другое мнение.

Так что для вас означат быть таджиком или таджичкой?